Памир - Урал 1960... Мы заправили своих верных двухколесных коней на АЗС Калаи-Хумб и повернули их обратно, в сторону вчерашнего ночного перевала. Здесь стоит немного рассказать о самом перевале, и о том, почему нас на него так манило. Так вот, на генштабовской карте СССР перевал значится, как "Хабуработ".
Высота его составляет 3252,6 м. В силу сложных природных условий перевал открыт всего 2-3 месяца в году. Через него проходит старая Тавильдаринская дорога на Душанбе, которую еще называют "верхней" (нижняя - через Куляб). Дорога эта неимоверно опасна, но, вместе с тем, и неимоверно красива. Вырубленная в склонах ущелья, она представляет из себя каменную стену с одной стороны и бездонную пропасть с другой. Местами ширина дороги не превышает трех метров. Об опасности, которую таит в себе эта дорога, говорят остовы автомобилей, лежащие на дне ущелья на всем протяжении дороги. Когда-то здесь проходил торговый путь, и на местном языке название звучит несколько иначе: "Хобуработ" - от словосочетания "хоб" - сон, и "работ" - каравансарай. Здесь раньше был кишлак, в котором останавливались на ночлег торговые караваны.